© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

Традиция покрытия головы в культуре и религиях Казахстана

Женский платок – не только красивый аксессуар или религиозный атрибут. В былые времена у некоторых народов белый платок означал конец войн и конфликтов. И сегодня его значение не ограничивается исключительно религией или национальными традициями.


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


Три раза в неделю в центральной мечети города Шымкент, что на юге Казахстана, проходят уроки ислама для женщин и девочек. Мусульманок разных возрастов здесь учат читать и понимать Коран, знать каноны религии. Ученицы приходят на занятия в платках, даже если за пределами мечети не покрывают голову.

По словам преподавательницы курсов Балжан Досжановой, женский платок – не только религиозный атрибут. О том, что казашки покрывали головы, свидетельствуют сохранившиеся исторические документы, картины и одежда.

«Мы вместе с ученицами ходили в краеведческий музей, где узнали, как одевались наши предки. Одежда женщин была многослойной, она покрывала не только тело, но и голову. […] Сейчас бабушки иногда надевают казахский национальный «кимешек». Но его дизайн в наше время претерпел изменения», — говорит Досжанова.     

На юге Казахстана, где к соблюдению национальных традиций относятся строже, чем в других регионах, платок является обязательным атрибутом внешнего вида замужней женщины, а особенно новоиспеченной невестки. Перед родителями мужа казахская «келiн» не должна ходить с непокрытой головой. Эту традицию особенно чтут в сельских местностях. 

Улсерик Исаева

Слушательница  курсов для женщин при центральной мечети Улсерик Исаева рассказывает, что бабушки и мамы всегда советовали дочерям носить платки и скрывать волосы. Платок на голове женщины символизировал прилежность.

«Раньше девушкам на косы привязывали звонкие украшения. По их звону определяли, какой характер у их обладательницы. Брали в жены ту девушку, у кого украшения звенели тише всех. Это означало, что у нее кроткий нрав», — говорит Исаева.    

Но если раньше женский платок ассоциировался исключительно с традициями, теперь границы его значения расширились. Платок присутствует во многих религиях, символизируя чистоту и целомудрие. 

Платок в религиях

С ростом числа религиозных казахстанцев в обиход женщин вошла мусульманская одежда. В Шымкенте нередко встретишь женщин в хиджабе или в длинном платке, покрывающем не только голову, но и грудь. 

В Коране говорится, что женщины не должны выставлять напоказ свои красоты, отмечает Мухамеджан Естемиров, заместитель главного имама центральной мечети города Шымкента. Речь идет о женских волосах, шее и груди

В православии платок также является символом женственности и чистоты. В русском языке есть даже слово «опростоволоситься», что равносильно по значению слову «опозориться». Раньше считалось неприличным замужней женщине ходить с непокрытой головой.

«В православной вере девицы платков не носили. А когда они выходили замуж, то им повязывали платок […]», — рассказывает Григорий Коновалов, священнослужитель церкви Иверской иконы Божией Матери в Шымкенте.

Сегодня православные христианки надевают платок, в основном, во время молитвы.

Вопрос нужно ли женщинам носить платок, часто вызывает споры. Казалось бы, безобидный отрез ткани, он стал причиной конфликта в селе Фирдоуси в Туркестанской области два года назад. Школьницам запретили посещать уроки в платках. Местные жители, мусульмане, восприняли новое правило в штыки. Но в итоге все решилось мирно: родители школьниц пошли на компромисс и разрешили дочерям ходить в школу с непокрытой головой.

Министерство образования страны поставило точку в этом вопросе, напомнив, что Казахстан – светское государство. В школах, университетах и государственных учреждениях запрещено носить религиозную атрибутику. С этим согласились все существующие в стране конфессии и религиозные объединения.

Парасат Кыдырбаев

«Бог смотрит не на одежду, а на сердце человека. […] Конечно, в общеобразовательных, государственных учреждениях должна быть своя форма одежды. А дома, или на улице – твое право, какую одежду носишь. Главное, чтобы все было в рамках приличия», — говорит пастор христианской протестантской пресвитерианской церкви «Авен-Езер» в Шымкенте Парасат Кыдырбаев.   

В 2016 году в крупных городах Казахстана, в том числе и в Шымкенте, прошла акцию «Ак орамал», что в переводе означает белый платок. Десятки женщин ездили в роддома и ЗАГСы и дарили девушкам белые платки в знак мира и счастья.

В истории казахского народа этот головной убор имел глубокое философское значение. Существовал древний обычай примирения, когда женщина обнажала голову и бросала платок между конфликтующими сторонами. Из уважения к матерям и головному убору пожилых женщин мужчины прекращали споры.


Данная статья была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: