© CABAR – Центральноазиатское бюро по аналитической журналистике
При размещении материалов на сторонних ресурсах, гиперссылка на источник обязательна.

История последней синагоги в Таджикистане

В синагоге еврейской общины Таджикистана в Душанбе вот уже 5 лет не проводится традиционное для евреев субботнее богослужение.

English Тоҷикӣ

Она расположена среди узких улочек в одном из самых старых районов в центре Душанбе. По словам председателя еврейской общины в Таджикистане Якова Матаева, сейчас в стране проживает порядка 57 евреев. В основном это люди преклонного возраста. Самому старому из  них – 90 лет. 

«Сегодня суббота (разговор с Яковым Матаевым проходил в субботний день) и в этот день в определенное время должно состояться богослужение. Но, как видите, никого нет. У нас, чтобы провести богослужение должно быть не менее 10 человек. Такого количества евреев в субботний день в синагоге не собирается. Почти все уехали из Таджикистана. В синагогу в основном приходят евреи из Израиля, Америки и других стран, родные которых покоятся на таджикской земле», — рассказывает Матаев.

«Даже раввина у нашей синагоги нет. Последним был Михаил Абдурахмонов, после него очень короткое время роль раввина исполнял Авраам Калонтаров, который потом переехал в Израиль. Но большинство евреев уехали из страны в период гражданской войны 1992-1997 годов», — подчеркивает он.

Яков Матаев сожалеет, что уезжая из страны, евреи забирают с собой свои традиции. Сам он пока не планирует уезжать из Таджикистана, хотя трое его сыновей живут в Израиле и США. Ему 62 года и он считает себя коренным таджикистанцем. 

«Сегодня нашу синагогу за день до шаббата, то есть в пятницу, посещают редкие евреи. Это седьмой день недели, который у евреев по сути является праздником. Уже за день до шаббата евреи начинают желать друг другу «шаббат шалом», то есть «мирной субботы» или «здравствуй, суббота». По традиции в этот день в каждой семье женщина зажигает свечи, муж читает благословение, разливается вино либо виноградный сок, преломляется хала – специальный хлеб для шаббата. Вся семья сидит вокруг стола и встречает шаббат – общаются, кушают, поют песни. Шаббат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также с заходом солнца», — говорит Яков Матаев. 

Несколько лет назад старая душанбинская синагога, построенная более ста лет назад, попала под снос. На ее месте возвели новую резиденцию президента страны. Позже глава правления банка OrienBank Хасан Ассадуллозода передал в дар оставшимся в Таджикистане евреям особняк в центре столицы. Эта синагога в Душанбе является единственной действующей в республике. До 1956 года в центре Душанбе действовала еще одна синагога, третья находилась в городе Худжанде. Однако сейчас они закрыты из-за отсутствия прихожан.

Майя Дзутцева преподает в колледже искусств имени Ахмада Бобокулова города Душанбе. Она – дочь Галины Степановны Дзутцевой-Кахановской, которая в 2003 году зарегистрировала в Душанбе общество евреев «Ахдут». Она возглавляла его до 2016 года.

«После того как мамы не стало, общество евреев «Ахдут» возглавляю я», — говорит Майя Дзутцева.

Она родилась в Душанбе. В годы гражданского противостояния она с грудным ребенком на руках переехала в Израиль, но спустя 15 лет вернулась в Таджикистан. 

«Членами нашего общества являются в основном люди преклонного возраста. Их дети и внуки не остаются здесь, не видя для себя перспектив, они уезжают за рубеж. Что касается Израиля, то никакой помощи мы, еврейская община в Таджикистане, от своей исторической родины не получаем. Единственная организация, которая оказывает нам помощь, это американская организация евреев «Авэнезер». Они оказывают денежную и продуктовую помощь, дают лекарства, также помогают хроническим больным. Еще Конгресс бухарских евреев присматривает за еврейским кладбищем», — рассказывает Майя Дзутцева.

В Душанбе есть старое и новое еврейское кладбище. Вот уже 13 лет Юсуфали Мирзоев ухаживает за могилами за определенную зарплату, которую получает у общества евреев. Сейчас он занят благоустройством старой могилы – обновляет надписи на надгробном камне. Этот заказ он получил от родственников покойного, которые проживают в США.

«Прежде в год я выкапывал 4-5 могил, а за последние два года не выкопал ни одной могилы. Евреев осталось очень мало. Приезжают родные и близкие усопших из Израиля, Америки, чтобы навестить могилы родных. В этом году, когда отменили визы с Узбекистаном, таких приезжих стало больше. У евреев есть день родителей, и обычно в такой день кладбище выглядит многолюдным», — рассказал Юсуф Мирзоев.

В 1959 году в Таджикистане проживало 12,4 тысяч евреев, в 1970 — 14,6 тысяч (из них 11,4 тысяч — в Душанбе), в 1989 году — около 11 тысяч. Тяжелый экономический и политический кризис, охвативший Таджикистан  в начале 90-х и переросший в гражданскую войну, побудил основную часть евреев покинуть страну.

Если в 1985–89 годах около 600 евреев репатриировались из Таджикистана в Израиль, то в 1990–94 годы — 9 378 человек. Еще часть таджикских евреев эмигрировала в США.


Данный материал была подготовлена в рамках проекта IWPR «Стабильность в Центральной Азии через открытый диалог».

Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: